Импортные комплектующие, недостатки в сборке и обслуживании, а также подготовка экипажей Sukhoi Superjet могут быть основными факторами катастрофы.
До случившейся 5 мая трагедии в Москве, «Суперджет» лишь однажды попал в сводки авиакрушений, когда во время демонстрационного полёта в Индонезии самолёт врезался в гору и погибли 45 человек.
Тем не менее, разговоры о ненадёжности российского лайнера вспыхнули с новой силой и припомнились недавние инциденты, связанные с техническими неполадками Sukhoi Superjet.
Сразу нужно оговориться: расследование катастрофы ведётся, причины огласят позднее, но уже сейчас специалисты говорят об основных факторах, приведших к катастрофе и гибели людей. По мнению некоторых из них, трагедия в «Шереметьеве» ярко обнажила главные недостатки самолёта и экипажей, причастных к их обслуживанию.
Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов утверждал в интервью телеканалу «Царьград», что доставшийся в наследство советский авиапром был уничтожен в 90-е годы в угоду Западу.
Все разговоры о неконкурентоспособности продукции ИЛ, ТУ и ЯК в мировом масштабе – несостоятельны, если вспомнить реальное положение дел.
В результате, первый российский авиалайнер Sukhoi Superjet представляет собой затейливую композицию, где ключевые комплектующие, включая авионику, шасси, колёса, тормоза, интерьер и системы – управления, жизнеобеспечения, противопожарные, кислородные, топливные, энергоснабжения поставляются из Британии, США, Франции и Германии. Российского производства остаются лишь фюзеляж, крылья и, частично, двигатель.
Примечательно, что большинство из импортных деталей были косвенно причастны к гибели пассажиров – отказавшая электроника и средства связи, надломившееся шасси, противопожарная система и ядовитый дым от горевшего пластика. При этом отечественный фюзеляж выдержал удар при жёсткой посадке и не позволил развалиться лайнеру.
Кроме этого, Смирнов уверен, что экипаж «Суперджета» был обязан посадить самолёт в ручном режиме, как ранее это делали тысячи лётчиков во всём мире. В современных условиях пилоты превращаются в операторов компьютерной техники и теряют необходимые навыки ручного управления, полагает специалист. О слабой подготовке экипажей намекают и инсайдеры из «Аэрофлота». По их словам, на внутренних рейсах работают стюарды низкой квалификации или «сосланные» за провинность бортпроводники международных линий.
Есть подозрение, уверяет источник, что лётчики Sukhoi Superjet также не самого высокого класса. При этом, сами пилоты в целом одобрительно оценивают качество самолёта. Сходные проблемы существуют и на сборочных авиазаводах – 70 специалистов в Комсомольске-на-Амуре «попались» на поддельных дипломах о высшем образовании.
Существует ещё одна опасность, о которой говорит Олег Смирнов, связанная с эксплуатацией «Чужого Сухого». В случае войны, гражданская авиация является «горячим» резервом Вооружённых Сил, но, судя по всему, РФ может его лишиться.
В нужное время самолёты российских авиакомпаний, представленные в основном продукцией Boeing и Airbus попросту не взлетят из-за внезапно «отказавшей» электроники. Похожее может статься и с Sukhoi Superjet, который является отечественным лишь номинально.